Официальный сайт группы Конец Фильма Официальный сайт группы Конец Фильма

"Конец фильма" еще впереди / "АиФ Я хочу все узнать!", № 19-20 (91-92) от 27.10.2006


"Конец фильма" еще впереди

автор:  Людмила Ижипи




Есть мнение, что все фильмы должны иметь счастливый конец, ведь в мире и без того много зла, несправедливости, насилия. Поэтому очень важно замечать и ценить то хорошее, что нас окружает. Бывают хеппи-энды и в реальной жизни. Они познакомились на выступлении своей любимой группы. Его глаза встретились в толпе с ее, а сердце шепнуло: «Не упусти!» Следующий концерт стал для влюбленных первым настоящим свиданием. А спустя год они подали заявление в ЗАГС, не забыв сказать «спасибо» Евгению Феклистову, чья музыка помогла им найти друг друга. Ну чем вам не хеппи-энд? Скажем иначе — «Конец фильма». Именно так называется эта группа, с лидером которой я сегодня беседую. Авторитетный музыкальный журнал «Rolling Stone» назвал Евгения Феклистова «едким умником и профессиональным декадентом». Насколько это верно, я решила проверить самостоятельно…

Евгений, оптимистично или пессимистично, на ваш взгляд, звучит само название группы - «Конец фильма»?

— Это же не конец света!

А как оно появилось?

— Программа для выступления была готова, оставалось малое — определиться с названием группы. Мы достаточно просто подошли к решению этой задачи. Каждый участник написал на листке бумаги несколько вариантов, из которых предстояло выбрать один единственный. Большее число голосов было отдано за «Конец фильма». Тогда название мне особенно не нравилось. Я оценил его позже: понятное, простое, а главное — запоминающееся. Сейчас это наш товарный знак. Хотя, по большому счету, не играет роли, как называется группа. Важнее та музыка, которую она исполняет.

Существует же поговорка: «Плевков фамилию сменил, Алмазовым назвался, но дураком, каким он был, таким он и остался». Ответ тем, кто спрашивает, почему такое грустное название? Нам оно не кажется ни грустным, ни депрессивным. Все зависит от мировосприятия человека. Есть люди, которым черное кажется чернее, чем оно есть на самом деле. Фильм — это всего лишь полуторачасовой кусок пленки.

— Расскажите о своих музыкантах, и о том, менялся ли состав группы на протяжении ее  существования?

 — С одним из основоположников — Владимиром Джумковым (Джумой) — мы были знакомы еще до «Конца фильма». И так получилось, что вдвоем записали весь первый альбом. После переезда из Питера в Москву решили набрать коллектив, чтобы иметь возможность выступать с концертами. Из старого состава у нас по-прежнему играет басист Алексей Маляров, а до недавнего времени был клавишник — Юрий Парамонов (покинул группу в августе нынешнего года — Прим. автора). У нас очень часто менялись барабанщики. Боюсь, конечно, сглазить, но Игорем Марковым мы довольны, и хочется верить, что он пришел к нам раз и навсегда. Музыканты, как цыгане, вечно кочуют из одного табора в другой. Алексей Маляров и Юрий Парамонов работали с Ликой Стар в период ее увлечения живым звуком. Наш Игорь Марков успел отметиться в «Бригаде С» и «Ногу Свело». Я остался единственным неизменным в «Конце фильма». Не знаю, будет ли группа существовать, если по каким-то причинам меня не будет в ее составе.

— А какую музыку слушаете вы сам?

— Подростком очень любил рок, хотя все сверстники слушали евро-диско. Мне были ближе группы 70-х: «Led Zeppelin», «Doors», «Cream», проповедующие гитарную и тяжелую музыку. Нравились ранние эксперименты в музыке «Pink Floyd». Сейчас эти группы кажутся «ископаемыми», а между тем, именно они вписали столь важные главы в историю мировой рок-музыки. Недавно в прессе я столкнулся с забавной фразой: «Евгений Феклистов — вокалист группы «Конец фильма» — напоминает Роберта Планта (экс-фронтмена легендарных «Led Zeppelin». — Прим. автора) и Владимира Кузьмина в одном лице». Как одновременно во мне можно было увидеть нечто просоветское эстрадное и западную эклектику? Я отношусь к подобным сравнениям совершенно спокойно, даже с долей иронии.

Сейчас у меня исчезла нетерпимость, свойственная юности. Возникла зрелость восприятия музыки. Мне кажется, музыка делится на плохую и хорошую, причем деление это абсолютно субъективное. Никаких форматов нет. Все форматы — лишь условный повод признать твою музыку «годной» или «не годной» для той или иной радиостанции/телеканала. Рок и поп — термины, доставшиеся нам в наследство от Советского Союза. Во времена зашоренной совковой благонадежности рок-музыкант представлялся угрозой для общества. Рок был способом проявления свободомыслия, нежелания ходить «колоннами с красными знаменами». Нельзя искусственно загонять себя в рамки одного стиля. Наверное поэтому мне нравится группа «Primal Scream», которая постоянно находится в творческом эксперименте, меняя жанры, стили и направления. Еще «Red Hot Chili Peppers», хотя ясно, что популярность к ним пришла c опозданием — было у них много сильных работ, так и оставшихся незамеченными. С интересом послушал бы сольный альбом Тома Йорка из «Radiohead». Из русского рока… Никого не удивлю, если назову «Аквариум». БГ по-прежнему есть что сказать. Есть стандартное «аквариумовское» звучание, узнаваемое везде и всегда. У меня такое ощущение, что российская рок-музыка испытывает дефицит свежих идей. Она еще долго-долго будет мучительно искать свой язык, прежде чем поднимется на общемировой культурный уровень.

— Насколько для рок-музыканта важно наличие музыкального образования?

— У участников «Конца фильма» оно есть у всех, кроме лидера группы. У меня — нет. И это в очередной раз доказывает, что музыкальное образование большой роли не играет. Можно назвать много именитых коллективов, имеющих смутное представление о нотной грамоте. Безусловно, хорошо, когда люди образованны. Образование еще ни для кого не было балластом, при условии, что оно правильно получено и не давит академизмом на плечи или сознание.

— В жизни очень важно заниматься любимым делом. Если не музыкантом, то кем бы вы стали?

— В свое время я уже стал программистом. В компьютерном журнале «Upgrade special» веду музыкальную рубрику, где рассказываю об обработке музыки на компьютере. Наверное, можно сказать, что раньше я был программистом, и моим хобби была музыка, а теперь я -музыкант, хобби которого компьютеры. Хорошо, что эти две сферы деятельности имеют пересечение.

— Вы не находите, что альбомы «Конца фильма» стали серьезнее?

— Вообще, последний альбом «Zavoлоклом» получился несколько грустным. А хотели записать простой, легкий альбом. Получилось же все наоборот. Видеть путь и пройти его — совсем не одно и то же. Видимо, за позитивом надо уезжать куда-нибудь на Ямайку, где все располагает к радости и веселью, и, зарядившись солнечным настроением, выдавать такую же солнечную музыку. «Zavoлоклом» — более задумчивая и более лирическая наша пластинка, чем все остальные. С оттенком грусти, но грусть может быть светлой. Не хочется после прослушивания альбома пойти в магазин, купить дешевой водки и встретить рассвет с синяками под глазами. Такого настроения там нет.

— Кто еще может объяснить загадочную песню «Zavoлоклом», как не ее автор. Что это, творческий эксперимент?

— Песня родилась очень давно, почти 18 лет назад. На тот момент я даже не был знаком с творчеством поэта-футуриста Велимира Хлебникова, чье влияние мне приписывается. Идеи носятся в воздухе. Наверное, такого рода стихи — это определенный бунт подсознания против мира формул. На первый взгляд, все спутано, непонятно и бессмысленно. Однако, вглядевшись, начинаешь понимать, что в этой бессмыслице есть своя логика и своя система. Такие стихи — пародия на мораль здравого смысла. Вспомним Льюиса Кэрролла, описавшего Зазеркалье. Объяснять творчество — задача бесполезная. Да и нужная ли? Мне кажется, «Zavoлоклом» тем и хороша, что непонятна. Попытайтесь ее растолковать — и она сразу потеряет свою загадочность и тайну.

— Знакомство с новым диском начинается уже с его обложки. Вы всегда серьезно подходите к дизайну. Для вас это имеет большое значение?

— Последние обложки дизайнер делал с учетом всех наших пожеланий, чего нельзя сказать о первом альбоме — «До свидания, невинность!». Его оформление и название мне представлялись иначе. Продажи диктуют свое. Диск должен быть ярким, чтобы бросался в глаза на развалах. Название группы — непременно крупными буквами. Все берут на вооружение эти нехитрые правила. Заходишь в музыкальный магазин — в глазах пестрит, обложки похожи одна на другую крикливостью красок и изобилием обнаженной натуры. А оформление должно быть логичным продолжением диска, форма — соответствовать содержанию. Я сделал интересное наблюдение: почти нигде не лежат наши диски на витринах, но если спросить — вам достанут. Почему? Оказывается, опытный продавец не станет выкладывать на витрину то, что и без того хорошо продается. Никого не хочется обидеть, а уж тем более хвалить себя. Ведь и «Конец фильма» не застрахован от попадания на витрину!

— К тому же это уже случилось со сборником ваших лучших вещей «Греатест Хитс» (2006), где под одной обложкой собраны и «Элис», и «Ночь Одиночество», и «Юность в сапогах»…

— В сборнике мы постарались представить разные грани нашего творчества. Мы доработали песни, которые, на наш взгляд, были записаны несовершенно. На диске вы найдете видео, историю и дискографию группы, тексты песен и фотоальбом. Обложка — предмет особой гордости. Она стилизована под старенькую пластинку «Smokie», выпущенную еще в СССР. Ну как было не отдать дань старшим товарищам, подарившим миру популярную песню «Living Next Door To Alice»! А в соавторстве с питерским музыкантом Михаилом Башаковым мы записали уже русский вариант «Элис». Мы уделяем большое внимание расположению песен на альбоме. В картинной галерее можно развесить полотна хаотично или в соответствии с каким-либо принципом. Художественное впечатление будет разным. Или вообще устроить выставку одной картины — все наше внимание будет отдано только ей. К сожалению, мы не можем издать альбом, на котором будет одна единственная песня. По коммерческим причинам.

— Разрешите полюбопытствовать: а что это за одна единственная песня?

— «Желтые глаза». Она из тех песен, которые мне не надоедает петь. Я бы издал трибьют одной песни или разные инструментальные вариации ее.

— Евгений, правда ли, что вы коллекционируете пиратские диски?

— Не только я, но и наш басист. Когда я вижу пиратский диск «Конца фильма», покупаю сразу в двух экземплярах — себе и Леше. Мы их не слушаем — они интересуют с точки зрения оформления. Российские пираты — непризнанные мастера в области кича. Их находкам позавидовал бы сам король поп-арта Энди Уорхол, автор десяти разноцветных отпечатков портрета Мэрилин Монро. У меня есть замечательный диск, где на обложке в одном месте написано «Конец фильма», а в другом — «Калинов мост», а еще указатель «наверх» (видимо, скачали с какого-то сайта). Я понимаю пиратов: им надо быстро-быстро выпустить продукт по принципу «Куй железо, пока горячо!». Есть диски, где помимо нас записан Башаков с песней, к которой мы не имеем отношения, но в заглавии значится только «Конец фильма». Что получается? Люди приходят на концерт, просят спеть «Самбади», а мне как-то неловко объяснять. Но пока мы еще не дошли до того, чтобы ее  разучить.

— Раз уж заговорили об авторских правах. Как ваше исполнение песни «Дрозды» принял Владимир Шаинский?

— Мы остановились на этой песне в силу обстоятеств. Сама судьба свела нас. Случайная встреча с ведущим передачи в «Мире животных» Николаем Дроздовым произошла в самолете «Москва — Токио», когда я направлялся в Австралию, где живут мои родители и брат. Знакомство завязалось сразу же. С Николаем Николаевичем невероятно легко и приятно общаться. Этот человек аккумулирует положительные эмоции. Еще удивительней было столкнуться с ним на обратном пути — опять купили билеты на один самолет! Тогда-то и родилась идея записать совместно песню. Из случайно вырвавшейся шутки: «Вы слыхали, как поют дрозды?». Первоначальный вариант мы показали Владимиру Шаинскому. Нам было интересно мнение композитора. Странное дело: приносишь любую песню продюсеру, который не имеет даже зачатков музыкального образования, и он находит в ней массу недочетов, объясняя просто — продукт в таком виде продаваться не будет. А приносишь композитору, и он находит, что все в порядке. Что немаловажно, мы получили одобрение со стороны слушателей. Остается только радоваться, что наши «Дрозды» вызывают улыбку и поднимают настроение.

—С кем еще вы хотели бы спеть дуэтом?

— Рискни я спеть песню «Джо» с Борисом Моисеевым, сразу неверно истолкуют! У нас в стране с юмором вообще сложно. Если с братьями Меладзе удастся договориться, то хотелось бы спеть с девушками из трио «ВИА Гра».

—Любовь и Смерть — о них все ваши песни. Любовь во всех ее проявлениях — от романтичной до страстной и порочной. Смерть же представляется не старухой, а «девочкой с длинной и острой косой»…

— Что может быть важнее?! Любовь — это то, благодаря чему, я надеюсь, все мы появились на свет. Наша смерть рождается вместе с нами, живет, взрослеет и стареет. Любовь… Мы любим только то, что по-настоящему боимся потерять. То, чем мы могли бы обладать без труда, не возбуждает в нас столь сильных чувств. Мне кажется, достаточно этих двух тем в своем творчестве, чтобы никогда не испытывать творческий кризис.

А значит, «Конец фильма» еще впереди.

адрес статьи в Интернете