Официальный сайт группы Конец Фильма Официальный сайт группы Конец Фильма

"Конец фильма" о сексуальной свободе и не только


"Конец фильма" о сексуальной свободе и не только

Автор: Людмила Ижипи, www.jamsession.ru
Специально для НАШЕ.ру


Есть три города, сыгравшие решающую роль для группы "Конец фильма". Эстонский  город Тарту – родина их лидера Евгения Феклистова, единственного бессменного участника. Санкт-Петербург, где на "Радио-Балтика" начинают звучать их первые песни, где они выступают в клубах и на квартирниках, фестивалях "Лестница", проводимых при активном участии Екатерины  Борисовой, и "Поющий Невский". И наконец Москва, с которой связана запись дебютного альбома "До свидания, невинность!". После его выхода жизнь круто изменилась… 

- Чем сейчас живет группа "Конец фильма"?

Евгений:  Пишем новый четвертый по счету альбом. И, кажется, ничего важнее нет. А я вспоминаю работу над предыдущими: "Камни падают вверх" или "Zavoлоклом ", саундтреком к сериалу "Солдаты" - тоже такое чувство было.  Материал получается настолько разноплановым, что в одной пластинке мы не умещаемся в этот раз. Это будет двойник с булгаковским названием "Роковые яйца", где мы будем эксплуатировать рок-мифологию, а именно знаменитую формулу - "секс, наркотики, рок-н-ролл".  Главный герой - эдакий мачо, которому море по колено, который бравирует своей независимостью и сексуальностью. Альбом "Роковые яйца" о свободе, не только сексуальной, а в широком смысле. Быть свободным – это значит каждую минуту делать тот или иной осознанный выбор. Но многие не знают, как себя вести, что любить, что ненавидеть, к чему относиться легко, что является в отношениях между людьми серьезным. Все очень извращено. Потеряны ценности и ориентиры. Никто даже толком не понимает, в чем разница между любовью и свободными отношениями без каких-либо обязательств. Многие песни являются ответом главному герою – он получает именно то, за что боролся. Большое количество секса в его жизни – оборачивается венерическими заболеваниями. Желание быть всеми любимым – приводит к  одиночеству. Если кого-то наша новая пластинка шокирует, то, возможно, стоит присмотреться к себе, нет ли ростков ханжества внутри. Она будет неоднозначной с точки зрения морали и нравственности. А жизнь она такая и есть -  неоднозначная. Во всяком случае, мне кажется, что это будет честная пластинка.

- Важно ли для тебя, чтобы твои песни понимали правильно?

Евгений: Не важно. У меня нет задачи воспитательной. Мои песни скорее показывают несовершенство мира, являясь его зеркалом. Не нравится отражение? Меняйте действительность вокруг. Если человеку не нравится свое отражение в зеркале, то я ничего не могу поделать. Нельзя обижаться на свое отражение. Нельзя слушая песню, воспринимать ее как откровение, как руководство к действию. Это всего лишь песня.
Когда у Тарантино спросили, о чем ваш фильм "Убить Билла"? Он удивился:  "Разве это  фильм о чем-то? Я хотел снять фильм, который было интересно смотреть". Вот и я хочу записать альбом, который интересно слушать. С помощью музыки поднять у человека уровень адреналина в крови. Пусть у кого-то он поднимется от возмущения, а у кого-то - от радости. Важна реакция. Ведь однозначного творчества не бывает. Невозможно угодить всем. Если ты кому-то очень сильно понравился, значит, будут люди, которые будут тебя с той же силой ненавидеть. Это закон объективности. По-другому никак. 

- Но ведь шоу-бизнес – это компромисс, умение подстраиваться под радиоформаты, идти на уступки со своей совестью, делать даже то, что не нравятся, разве не так?

Евгений: Времена сейчас не самые лучшие, но хороших времен не бывает никогда. Шоу-бизнес заставляет артиста быть искусственным. Говорят, что шоу-бизнес – это говно. Мне добавить, собственно говоря, нечего. В этой фразе очень много правды. Я себя никак не хочу воспринимать как участника процесса с названием "шоу-бизнес", но так или иначе оказываюсь к нему причастен как музыкант, чьи песни крутятся на радио или звучат в сериалах. Шоу-бизнес я рассматриваю как побочный эффект творчества. Люди принимают антибиотики, от которых возникают побочные эффекты. Ну, скажем, все мы в какой-то мере жертвы Андрея Макаревича.

- ???

Евгений: Благодаря его кулинарным  способностям теперь все артисты должны уметь что-то удивительное готовить.  Вот и мне в итоге пришлось научиться делать хотя бы один салат, хотя готовить я, в общем-то, не умею. Я так часто готовил его на телевидении, что, в конце концов, полюбил. Теперь его действительно каждую неделю ем. Шоу-бизнес держится на скандалах. Ждут сплетен: с кем  артист  переспал, на ком женился, в одежду каких фирм одевается, на какой машине ездит, где обедает, есть ли у него слабости и недостатки. Никого практически не интересует, как  пишутся  песни, сложно ли, просто, о чем, для чего. Я считаю, что мне повезло. Относительную известность я получил раньше, чем появилась "Фабрика звезд".  Пробился, может быть, гораздо меньше, чем "фабриканты" или "народные артисты", но и жертвовать практически ничем не пришлось. Мне и сейчас удается избегать ситуаций, когда нужно идти на компромисс со своей совестью.  К счастью, пока я, как автор и исполнитель, не сделал ничего такого, за что мне было бы потом стыдно. Не стыдно ни за одну песню, ни за одно выступление. Сейчас нахожусь в таком счастливом равновесии, когда могу заниматься любимым делом, не подстраиваясь ни под чьи музыкальные пристрастия. Есть какие-то  временные трудности – они то возникают, то исчезают. В нашей рок-музыке есть определенная выслуга лет. Если ты продержался и не утонул, то тебя  начинают уважать, с тобой считаются. Мы на данном творческом этапе это уже на себе чувствуем. Даже, если перед нашим носом закрывают двери, делают это очень вежливо, так как от нас можно еще чего-то ожидать.

- Ты можешь дать совет начинающим коллективам: с чего начать?

Евгений: С начала. Если коллектив хочет, чтобы что-то с ним произошло, значит, надо прилагать усилия. Нужно решить для себя, какова конечная цель - попасть на "Наше радио" или "Первый канал" или хочется делать хорошую музыку. И не всегда это одно и то же. Думаю, лидер группы ПИКНИК Эдмунд Шклярский очень мало в своей жизни потратил времени, размышляя, в какой формат вписаться. Это привело к тому, что его группа спустя 25 лет своей творческой деятельности одна из самых гастролирующих. Это и есть самый короткий путь к успеху – 25 лет писать песни, быть цельным и независимым. И тогда, спустя четверть века, вы обнаружите себя в окружении людей, считающих вас гуру.


- Сейчас гораздо больше возможностей быть услышанным.  Интернет – это пространство, свободное от цензуры, в том числе и музыкальной. Но именно Интернет делает выпуск альбомов коммерчески невыгодным – зачем покупать то, что можно скачать из сети?   

 
Евгений: Для большинства музыкантов в нашей стране выпуск альбомов не был выгоден никогда. Кажется, Борис Гребенщиков отвечая на вопрос, почему его альбом продается так дорого, сказал, что они продают альбом  АКВАРИУМА вдвое дешевле, чем он им стоил. Творчество - коммерчески невыгодная вещь. Ван Гог, с современной точки зрения, - коммерчески убыточный художник. Картины не принесли ему ни прижизненной славы, ни богатства. Это сейчас их стоимость исчисляется миллионами долларов.
Зачем покупать то, что можно скачать из сети, объясню: если вы скачали mp3-файлы, значит, слушаете музыку в компьютерных колонках или в плохих наушниках, теряя половину из того, что вложили нее музыканты. Это, наверное, человеку, далекому от музыки, не понять. Если хочешь получить от песни удовольствие, то обкрадывать себя глупо. Если тебе по-настоящему нравится пластинка, то ты ее себе купишь в оригинале. Могу сказать, что у меня есть лицензионные диски и МУМИЙ ТРОЛЛЯ, и ЗЕМФИРЫ, и ОКЕАНА ЕЛЬЗИ,  и других исполнителей, чье творчество мне интересно. Я не вижу ничего плохого в том, что музыканты выкладывают mp3 на своих официальных сайтах. На сайте КОНЦА ФИЛЬМА есть раздел, посвященный музыке. Ее можно скачать бесплатно, но хорошего качества вы в mp3 не получите. Это не зависит от того, мою музыку качать или любой другой группы. Кто хочет сэкономить, пусть скачивает себе на здоровье. Есть такая фраза: "Ничто так не унижает человека, чем мысль о том, как купить подешевле". Человек, который будет искать способ, как подешевле прожить в этой жизни, так и будет собирать пустые бутылки в надежде разбогатеть. Гаишник, который  штрафует бизнесмена на мерседесе, сам никогда не будет ездить на Мерседесе. А бизнесмен с улыбкой расплатится и поедет дальше, потому что он себя ценит выше и считает, что нет в мире тех вещей, которые для него были бы слишком дороги.

- Коллеги по цеху кто для тебя – друзья или конкуренты?

Евгений: Ну, конечно, есть какая-то конкуренция. Есть музыканты, с которым у нас  сложилось дружеские отношения, скажем, с ребятами из группы УНДЕРВУД - могу позвонить Владимиру Ткаченко и Максиму Кучеренко, спросить  совета или просто как дела, да все, что угодно. Приятно пожать руку Евгению Хавтану, когда встречаю его на музыкальных фестивалях, концертах. Конкуренция – комплексы, зависть. Сальери конкурировал с Моцартом, а Моцарт – нет, поэтому и остался вне конкуренции.

- Где тебе больше нравится выступать на больших фестивалях или в маленьких клубах?

Евгений: И там, и там. В клубах можно петь песни, которые с большой площадки не прозвучат никогда. А на масштабных фестивалях получаешь гораздо больший энергетический заряд, надо дать слушателю ту энергию, которая в тебе есть, для того, чтобы получить ее, как отражение, обратно. Эту разницу я в полной мере почувствовал на "Нашествии-2006", когда мы выступали сразу на двух сценах – центральной  (большой) и южной (малой). Если написание песен – это процесс творческий, то концерт – результат. Концерт как спущенный курок. Курок давно был нажат, а пуля уже летит. Попадет она  в цель или нет? Я могу лишь немного скорректировать траекторию - выбросить пару песен из программы (если они уж совсем мимо летят) или пару песен вставить. Чтобы совсем люди не промахивались в своем посещении концерта, мы поем "Юность в сапогах" и "Элис", если это востребовано. В регионах на нас, как правило, из-за этих песен и приходят. Тут мы нашли оригинальный выход: мы поем другие слова, импровизируем. 

- Почему ты часто поешь с закрытыми глазами?

Евгений: Иногда, когда я встречаю чей-то взгляд, могу слова забыть. Только кажется, что они закрыты. Все равно при этом вижу аудиторию – я прекрасно помню лица тех людей, перед которыми я пою.

- А каково было в этом году на фестивале "Старый Новый Рок" в Екатеринбурге,  нарушая традиции, петь лицом не к слушателям, а к своим же музыкантам?

Евгений: Необычно. Сцена была сделана в виде прозрачного куба, в центре которого мы помещались, как в гигантском аквариуме. Зрители были сверху, с боков, слева, справа.  Я вертелся, как уж на сковородке, чтобы видеть всех.

- Приходилось ли петь под фонограмму?

Евгений: В 90 процентах телевизионных съемок. В этом смысле своим исключением порадовал трехдневный музыкальный марафон "Рок-Атака-2007", который "Первый канал"  записывал вживую. Что касается живых концертов, за которые люди платят деньги, нечестно их обманывать. Бывает, что нет нормальной аппаратуры или по каким-то техническим причинам ее не настроить, но тогда идет минусовая фонограмма, а я все равно пою живьем. В нашей ситуации  музыкантам легче играть на самом деле, чем кривляться под фонограмму. Однажды у нас была экстренная ситуация, когда мы играли в восьмиградусный мороз в Тюмени на улице. Любой музыкант вам расскажет, что значит играть на морозе: что будет с пальцами и  инструментом, и как будет звучать. Организаторы, здраво оценивая ситуацию, предложили мне спеть под фонограмму. Я отказался. На площади было около 80 тысяч человек,  на песне "Постой, паровоз" я почувствовал, что пою и не слышу себя. Нота замерзла – голос пропал. Хорошо, что на сцене стояла бутылка коньяка. К концу она была на четверть выпита. Голос я все-таки сорвал в тот день. Но был рад, что люди получили живое выступление. Я видел их реакцию. И прекрасно понимал, что ничто не осталось незамеченным. И то, что в каком-то месте голос перестал звучать, а потом появился, скорее порадовало публику, чем огорчило. 

- На твой взгляд, группа  - это творчество коллективное или же есть диктат лидера?

Евгений: На моей памяти всего две группы, творчество которых можно назвать коллективным, где вклад каждого участника  равнозначен, это DOORS и LED ZEPPELIN. Ну, может быть, еще THE POLICE. Почти в каждой группе есть лидерство или борьба за лидерство. Кто-то же должен брать на себя ответственность. Не могу сказать, что моя ведущая роль в группе КОНЕЦ ФИЛЬМА меня сильно радует. Я был бы полностью за равенство внутри нашего коллектива. Ну, или за разделение труда: чтобы они делали свой музыкальный материал, а я, как и большинство вокалистов на Западе, писал бы только тексты. 

- Любовь и Смерть – о них все твои песни. Любовь во всех ее проявлениях от романтичной до страстной и порочной. Смерть же представляется не старухой, а "девочкой с длинной и острой косой"… 

Евгений: Что может быть важнее. Любовь - это то, благодаря чему, я надеюсь, все мы появились на свет. Наша смерть рождается вместе с нами, живет, взрослеет и стареет. Любовь… Мы любим только то, что по-настоящему боимся потерять. То, чем мы могли бы обладать без труда, не возбуждает в нас столь сильных чувств. Мне кажется, достаточно этих двух тем в своем творчестве, чтобы никогда не испытывать творческий кризис.

- Есть ли у тебя двусмысленные песни?

Евгений: Новый альбом "Роковые яйца" будет весь с двойным содержанием.

- Ты имеешь в виду некий эротический подтекст?

Евгений: Я бы даже сказал не эротический подтекст, а эротический контекст. Песни о сексуальных отношениях, как проявлении индивидуальной свободы в урбанистическом безличностном мире.

- В твоей новой песне "С Аней" большой список женских имен: Таня, Маня, Валя… А какой ты представляешь себе идеальную женщину?

Евгений: В моем понимании, это что-то недостижимое. Рядом с идеальной женщиной я  чувствовал бы себя очень мерзко. Быть абсолютно идеальным человеком – это тяжкий и невыносимый груз, от этого хочется сбежать. Поэтому женщина должна иметь недостатки, слабости, которые мужчина мог бы компенсировать и дополнять.  Идеальная женщина – это та, которая может тебя понять. Идеальная женщина – эта та, с которой рядом ты чувствуешь себя идеально. Для каждого человека, можно подобрать свой идеальный и неповторимый вариант. В этом, на самом деле, и счастье, что все люди разные.

- Ты чувствуешь ответственность перед слушателями?

Евгений:  Вообще, ответственность – такое плохое ощущение. Каждый человек должен быть свободен. Только когда ты свободен, ты можешь что-то сказать людям, а не когда ты должен им. Мы стараемся, в принципе, ничего такого не делать, за что потом выслушивать нелицеприятные мнения. Чувствуем не ответственность, а скорее поддержку со стороны слушателей.  Люди пишут на сайте в Гостевой книге, как-то реагируют, ходят на наши концерты и переживают – есть ли они у нас или нет. Это всегда приятно и важно. На сегодняшний день у нас есть, что называется на языке маркетинга, "целевая аудитория". Какое-то количество заинтригованных. Мы не хотим их разочаровывать, не хотим, чтобы они обманулись в своих ожиданиях относительно нас. Но мы не можем им ничего гарантировать. Кто-то отвернется от нас, а  кого-то, наоборот, новая пластинка заставит  полюбить наше творчество. Баланс сил будет на нашей стороне. Я не "заявляю это со всей ответственностью". Я - живой, я просто в это верю.

адрес статьи на НАШЕМ РАДИО

адрес статьи на jamsession.ru